Электронные аукционы: практика внедрения

+7 (495) 771-6834
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
  Войти      Регистрация
http://trainingzal.ru

Электронные аукционы: практика внедрения

Главная > База знаний руководителя и HR-специалиста > Каталог статей по бизнесу > Электронные аукционы: практика внедрения





Электронные аукционы: практика внедрения

С 2010 г. открытые аукционы в электронной форме стали обязательными для части государственных заказчиков. Относительно их результативности и привлекательности для государственных и муниципальных заказчиков существуют различные мнения.

Но некоторые вещи очевидны и неоспоримы: открытый аукцион в электронной форме – одна из наиболее удобных форм размещения заказа. Рассмотрим ход внедрения нововведений в практику работы бюджетных учреждений и дадим ответы на самые актуальные вопросы, стоящие на данный момент перед государственными заказчиками.

Утверждение “пилотного” Перечня

С введением электронных торгов для государственных и муниципальных заказчиков исключается возможность недобросовестного сговора между участниками аукциона, что в настоящее время стало серьезной проблемой заказчиков при проведении обычных аукционов. Повышение конкуренции и финансовой результативности электронного аукциона возникают как следствие упрощенного доступа поставщиков и подрядчиков к участию в размещении заказов.

Проведение аукционов на электронных площадках в отсутствии возможности увидеть поставщика, получить какие-либо сведения о нем, ознакомиться с представленными на процедуру документами – для многих заказчиков эта процедура и по сей день представляется весьма сложной и “ненадежной”. И таких заказчиков нельзя осуждать за излишний консерватизм.

Тем не менее, с 1 января 2010 г. проведение электронных аукционов вменено в обязанность всем федеральным государственным заказчикам. В распоряжении Правительства РФ от 17.12.2009 № 1996-р определен перечень товаров, работ, услуг, которые возможно закупить исключительно через электронные аукционы. Следует обратить внимание на то, что проводить обычные “молоточные” аукционы в отношении позиций из указанного Перечня запрещено законодательством.

Данный Перечень является “пилотным”, поэтому срок его действия ограничен – с 1 января по 30 июня 2010 г. Этим промежутком знаменуется первый “пилотный” этап внедрения электронных аукционов в практику размещения заказов.
На позициях “пилотного” Перечня федеральным государственным заказчикам предстоит “обкатать” электронный аукцион как способ размещения заказа. В связи с этим в Перечень вошли весьма важные для каждого заказчика позиции, без которых не может обеспечиваться нормальное функционирование учреждения, например:

  • полиграфическая и печатная продукция;
  • канцелярская, бухгалтерская и электронно-вычислительная техника;
  • автомобили, прицепы и полуприцепы, кузова для автомобилей, детали и принадлежности к автомобилям, гаражное оборудование;
  • канцелярские принадлежности;
  • услуги по техническому обслуживанию и ремонту оргтехники для офисов, электронных вычислительных машин и используемого совместно с ними периферийного оборудования;
  • услуги по уборке зданий.

Включение в “пилотный” Перечень жизненно важных для каждого учреждения товаров и услуг привело к тому, что многие федеральные заказчики были вынуждены осваивать новый для себя способ размещения заказа в более чем оперативном порядке. То есть для многих заказчиков первое полугодие 2010 г. прошло под знаком обучения электронным аукционам. При этом важно отметить, что Минэкономразвития России совместно с ФАС России дало разъяснение по вопросам применения Перечня.

В частности, даны разъяснения относительно того, что товары, работы, услуги из “пилотного” Перечня допускается закупать путем проведения запросов котировок или у единственного поставщика (совместное письмо Минэкономразвития России и ФАС России от 01.02.2010 № 1157-АП/Д22 (ФАС № АЦ/1940 от 27.01.2010) “О порядке применения процедур размещения заказов для федеральных государственных нужд”).

Основной перечень. Отмена “молоточных” аукционов

С 1 июля 2010 г. “пилотный” Перечень в соответствии с законодательством о размещении заказов прекратит свое действие, и в силу вступит новая норма. Товары, работы, услуги, включенные в Перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ № 236-р (далее – Перечень № 236-р), при закупке которых сейчас предписано проводить “молоточные” аукционы, со второго полугодия 2010 г. предстоит закупать только на электронных аукционах. Замена “молоточных” аукционов электронными – это второй этап внедрения электронных аукционов. Весьма вероятно, что “молоточные” аукционы в скором времени перестанут применяться государственными и муниципальными заказчиками вообще. Хотя стоит оговориться, что у заказчиков остается право их использовать, но только вместо открытых конкурсов (маловероятный сценарий).

“Молоточные” аукционы уже выполнили свою основную функцию: государственные и муниципальные заказчики освоили новый способ закупки исходя исключительно из одного критерия оценки – цены продукции, работ, услуг. Это значит, что по всей России заказчиками уже накоплен вполне достаточный опыт формирования исчерпывающих требований к поставщикам и исполнителям, опыт формирования технических заданий к контрактам и т. п. Сформированы благоприятные и достаточные условия для того, чтобы перевести отбор поставщиков и подрядчиков из аукционных залов и кабинетов заказчиков на электронные площадки в сети Интернет. Важно отметить серьезный опыт заказчиков регионального уровня в проведении электронных аукционов. В региональном государственном заказе в 2009 г. уже половина аукционов проводилась на электронных площадках.

Электронные торги на региональном и муниципальном уровнях

Третий этап внедрения электронных аукционов – переход на электронные аукционы при размещении заказов для региональных и муниципальных нужд. С 1 января 2011 г. региональным и муниципальным заказчикам надлежит проводить электронные аукционы при закупке товаров, работ, услуг, вошедших в Перечень № 236-р.

В это же время планируется ввести в эксплуатацию Общероссийский официальный сайт для размещения информации о размещении заказов. Таким образом, федеральный, региональный и муниципальный заказ образуют единую систему с общими информационным источниками, общими электронными площадками, общим реестром контрактов.
Однако это – дело будущего года. А сейчас перед федеральными заказчиками остро стоит проблема, как проводить электронные аукционы, и еще тысяча более конкретных вопросов. В этой статье опубликованы ответы на самые распространенные из них.

Какими нормами Федерального закона № 94-ФЗ1 регулируется проведение электронного аукциона?

В Законе № 94-ФЗ сейчас предусмотрено две одновременно действующие нормы – ст. 41 и гл. 3.1. Особенности и различия данных способов проведения аукционов приведены ниже в таблице. Стоит отметить, что ст. 41 прекратит свое действие уже в июле 2010 г.

Может ли федеральный государственный заказчик проводить электронные аукционы по ст. 41 после 1 января 2010 г.?

Отмечу, что в настоящее время среди федеральных государственных заказчиков распространено ошибочное мнение о том, что с 1 января 2010 г. ст. 41 прекратила для них свое действие, и проводить электронные аукционы можно только по гл. 3.1. Это не так. Любой заказчик, включая федерального, регионального или муниципального сам для себя вправе определить тот способ проведения электронного аукциона, какой ему больше подходит. Это право закреплено за заказчиками ст. 65 Закона № 94-ФЗ.

На каких электронных площадках проводятся электронные аукционы?

Провести электронный аукцион в соответствии со ст. 41 Закона № 94-ФЗ можно на любой электронной площадке, которая отвечает требованиям законодательства, в том числе постановления Правительства РФ от 17.03. 2008 № 179. Сложнее обстоит дело с выбором площадки для проведения электронного аукциона по гл. 3.1. В настоящее время провести такой аукцион в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 01.06.2009 № 755-р можно только на трех установленных “пилотных” площадках:

  • ГУП “Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан” – www.zakazrf.ru
  • ОАО “Единая электронная торговая площадка” – www.roseltorg.ru
  • ЗАО “Сбербанк-Автоматизированная Система Торгов” – www.sberbank-ast.ru

При этом электронные аукционы по гл. 3.1 пока могут проводить исключительно федеральные государственные заказчики. Региональные и муниципальные заказчики в настоящее время не вправе проводить электронные аукционы на данных площадках в соответствии с указанным распоряжением Правительства и статьей 65 Закона № 94-ФЗ. Однако следует отметить, что в Совете Федерации 28 апреля 2010 года был утвержден законопроект, положениями которого право использования «пилотных» электронных площадок распространяется на региональных и муниципальных заказчиков.

Подчеркну при этом, что в соответствии с Законом № 94-ФЗ Минэкономразвития России совместно с ФАС России провело отбор уполномоченных электронных площадок, которые получат право проводить электронные аукционы по гл. 3.1 для всех российских заказчиков. По результатам отбора было определено пять таких площадок, в число которых вошли три вышеуказанных площадки, а также площадки ММВБ (ets-micex.ru) и РТС (rts-tender.ru). Все отобранные площадки прежде, чем начать полномасштабное функционирование, должны пройти технический аудит и подтвердить соответствие техническим требованиям и требованиям законодательства.

Аудит обязаны пройти все отобранные площадки, включая те, которые уже проводят аукционы в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 01.06.2009 г. № 755-р. После прохождения аудита все площадки получат право обслуживать аукционы федеральных, региональных и муниципальных заказчиков.

Можно ли заключать государственные контракты на бумаге по итогам аукциона, который проводился по главе 3.1?

Заказчик не вправе требовать от победителя аукциона заключения контракта в бумажной форме, поскольку законом установлено, что контракт заключается в форме электронного документа. При этом в случае, если потребуется представить контракт в судебные инстанции или контрольные органы, заказчик может распечатать указанный контракт на бумаге и заверить его подлинность и соответствие оригиналу, который, подчеркну, хранится в электронной форме. Отмечу также, что документ об обеспечении ответственности по контракту также предоставляется победителем аукциона заказчику в электронной форме, а уже после, по требованию заказчика, ему передается бумажный оригинал.

Как получить электронную цифровую подпись и как представлять контракты, заключенные по итогам аукциона по главе 3.1, в Федеральное казначейство для санкционирования оплаты?

В соответствии с совместными разъяснениями Минэкономразвития России и Казначейства России любой федеральный государственный заказчик для организации электронных аукционов по гл. 3.1 может безвозмездно получить электронную цифровую подпись в территориальном органе Казначейства по месту открытия лицевого счета (см. письмо Казначейства России от 08.10.2009 42-7.4-05/10.1-592 на сайте zakupki.gov.ru).
Контракты, заключенные по итогам электронного аукциона по гл. 3.1, следует направлять в Казначейство России также в электронной форме. А Федеральное Казначейство обязано принять такой контракт и санкционировать оплату по нему. Следует вместе с тем отметить, что дополнительные документы к контракту, как-то: дополнительные соглашения, акты, ведомости и так далее, подписываются и хранятся в бумажной форме.

Сопоставление ст. 41 и гл. 3.1 Закона № 94-ФЗ

Сравнение норм об открытых аукционах в электронной форме, содержащихся в Законе № 94-ФЗ, приведем в виде таблицы.

Таблица
Сравнение ст. 41 и гл. 3.1 Закона № 94-ФЗ

Показатель сопоставления

Статья 41

Глава 3.1

Комментарий

Сроки действия нормы

До 1 июля 2010 г.

Без ограничений

Срок действия ст. 41 установлен законом, однако многие субъекты Российской Федерации ратуют за продление этого срока

Кто может использовать

Федеральные, региональные, муниципальные заказчики

В настоящее время и до мая-июня 2010 г. только федеральные заказчики

В соответствии с законом аукционы по гл. 3.1 могут проводиться только на уполномоченных площадках. В настоящее время для федеральных заказчиков такие аукционы уполномочены проводить три площадки. Также Минэкономразвития России проводит отбор пяти общероссийских операторов электронных площадок.

Где можно провести электронный аукцион

На любой электронной площадке

Только на уполномоченных электронных площадках

Оплата услуг площадки заказчиком

Устанавливается электронной площадкой

Не взимается

По гл. 3.1 Закона электронная площадка проводит аукцион для заказчиков бесплатно – плата (не более 3 тыс. руб.) взимается с победителя аукциона

Сроки проведения

22 дня

В зависимости от начальной максимальной цены контракта (минимально – 23 дня)

Электронные аукционы по ст. 41 и гл. 3.1 сопоставимы по срокам проведения

Этапы проведения

Проводится в один этап

Проводится в три этапа

Электронный аукцион по гл. 3.1 проводится в три этапа: – первое рассмотрение, непосредственно электронный аукцион на площадке; второе рассмотрение и определение победителя. По ст. 41 победитель определяется по итогам электронного аукциона в один этап, рассмотрение заявок не проводится.

Размещение информации на официальном сайте

Требуется

До 1 января 2011 г. извещение и протоколы размещаются на электронных площадках

Вопросы размещения информации об аукционах по гл. 3.1 регламентируются нормами самой главы и ст. 65 Закона № 94-ФЗ

Комиссия

Не формируется

Формируется

Удобство ст. 41 для заказчика заключается в том, что процедурой не предусматриваются коллегиальные решения, поэтому формирование комиссии не требуется по закону. Заседания комиссии проводятся только в том случае, если аукцион организован по гл. 3.1

Заседания комиссии

0

2

Электронная цифровая подпись для заказчика

В соответствии с регламентом площадки

Обязательна

Постановление Правительства РФ от 17.03.2008 № 179 предусматривает использование электронной цифровой подписи или иных аналогов собственноручной подписи при проведении электронных аукционов

Электронная цифровая подпись для участника размещения заказа

В соответствии с регламентом площадки

Обязательна

Рассмотрение заявок на участие в электронном аукционе

Не проводится

Обязательно

Ст. 41 не предусматривает проведение рассмотрения заявок – заказчик определяет предмет аукциона, оператор площадки регистрирует (или отклоняет) заявку участников размещения заказа

Ограничения по начальной цене контракта

1 млн. руб.

Ограничения отсутствуют

Ограничения начальной цены контракта или лота в 1 млн. руб. предусмотрены ст. 32 закона для аукционов, которые проводятся по ст. 41 этого же закона

Деление на лоты

Возможно

возможно

Предусматривается возможность определить лоты

Шаг аукциона

Не устанавливается

Шаг не фиксирован, устанавливается верхняя и нижняя границы шага 0,5%-1% от начальной цены контракта

Аукцион по гл. 3.1 проводится с “шагом аукциона”

Интервал для подачи предложения

1 час

10 минут

В главе 3.1 сокращен интервал для подачи ценового предложения

Документация об аукционе

Не разрабатывается

Разрабатывается

По ст. 41 документация об аукционе не разрабатывается. Заказчик формирует извещение и по своему усмотрению прикладывает проект контракта

Публикация протоколов

один протокол

два протокола

По ст. 41 готовится только один итоговый протокол, который публикуется на сайте. По гл. 3.1 все протоколы до 1 января 2011 г. размещаются на электронных площадках

Подписание протоколов

подписывает заказчик

Подписывается членами комиссии и заказчиком

Обеспечение заявки на участие в аукционе

Не предусмотрено

Обязательно

В гл. 3.1 предусмотрено обязательное обеспечение заявки на участие в аукционе.

Обеспечение исполнения контракта

По усмотрению заказчика, при этом заказчик обязан принять в т.ч. страхование ответственности

По усмотрению заказчика, кроме страхования ответственности (исключено законодательно)

Заказчик по собственному усмотрению принимает решение об установлении обеспечения исполнения контракта, однако “страхование ответственности исполнителя” исключено из гл. 3.1 как вид обеспечения

Ответственность заказчика

При формировании извещения

На всех этапах проведения аукциона

По ст. 41 ответственность заказчика может возникнуть только в том случае, если он допустил нарушение при формировании извещения (например, указав торговый знак без слов “или эквивалент”). По гл. 3.1 заказчик несет ответственность за требования в документации об аукционе, за допуск участников размещения заказа и прочее

Ответственность комиссии

Отсутствует

На этапах рассмотрения заявок и выбора победителя электронного аукциона

По ст. 41 ответственность комиссии не предусмотрена

Ограничения по одноименности

Отсутствуют

Отсутствуют

Ограничения по закупке одноименных товаров, работ, услуг не установлены

Возможность заключения контракта с единственным участником аукциона

Отсутствует

Предусмотрена

Гл. 3.1 предусмотрена возможность заключения контракта с единственным участником электронного аукциона, а также с участником, предложившим лучшую после победителя цену контракта. В этом заключается весьма серьезное преимущество гл. 3.1 над ст. 41.

Возможность заключения контракта с участником, предложившим лучшую после победителя цену контракта в случае уклонения победителя от заключения контракта

Отсутствует

Предусмотрена

В указанной таблице приведены основные различия между видами электронных аукционов и заказчику следует сделать выбор в пользу одного из приведенных способов. На сегодня очевидно то, что выбирая аукцион по ст. 41 Закона № 94-ФЗ заказчик столкнется с меньшим количеством организационных процедур (например, не требуется формирование комиссии), отберет победителя с большей оперативностью, при этом потребуется плата за услуги электронной площадки и соблюдение ограничений, предусмотренных Законом. Выбор аукциона по гл. 3.1 сопряжен с обязательным приобретением электронной цифровой подписи, формированием комиссии, однако заказчик получает более широкие возможности с точки зрения рассмотрения технических предложений участников размещения заказа, более серьезную защиту от возможных рисков. Подводя итог, можно отметить, что федеральные государственные заказчики в большинстве своем уже успели получить опыт проведения электронных аукционов, сделали выводы. Для региональных и муниципальных заказчиков, вероятно, более простым решением было бы провести “пилотный” аукцион по ст. 41 с тем, чтобы впоследствии с меньшими усилиями взяться за аукционы по гл. 3.1 Закона № 94-ФЗ.

Есть все основания полагать, что открытые аукционы в электронной форме по главе 3.1 будут набирать популярность среди государственных заказчиков ближе к середине 2010 года, когда утратит силу статья 41 Закона № 94-ФЗ. Вместе с тем, готовность проводить электронные аукционы уже сейчас подтверждают следующие показатели работы «пилотных» электронных площадок: суммарная начальная цена объявленных лотов – 81 млрд. рублей (по данным на 27 апреля 2010 г.). Важно, что данная цифра значительно превышает суммарную стоимость всех контрактов, заключенных в России по итогам проведения электронных аукционов с 2006 года.

Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”. Здесь и далее – Закон № 94-ФЗ.


Источник:  Klerk.ru
Ссылка на источник:  http://www.klerk.ru/
Автор:  Д. Серединцев, советник отдела развития электронных государственных закупок Минэкономразвития России

Возврат к списку

(Голосов: 2, Рейтинг: 3.44)

Материалы по теме:








Copyright 2008 © AMT Consulting Group - крупнейшая тренинговая компания. Корпоративные тренинги. Бизнес тренинги. Качественный сервис. Профессиональная организация проведение корпоративных тренингов. бизнес семинаров. Более 1000 тренингов (бизнес тренингов) и семинаров, более 200 тренеров (бизнес тренеров, коучей, консультантов). Лучшие цены на организацию и проведение бизнес тренингов, корпоративного обучения, семинаров и тренингов.| Privacy Policy


AMT Consulting Group - бизнес тренинги, семинары, тренинги для руководителей, корпоративные тренинги, тренинги продаж.     + 7 (495) 771-6834
Бизнес Образование России Rambler's Top100 ������� Orphus